ИДЕАЛЫ КРАСОТЫ РАЗНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. УРОК МХК

Куделина Анастасия Сергеевна

Дата публикации: 18.04.2014

Рубрика: МХК. Музыка. ИЗО

Тип материала: Уроки

Библиографическая ссылка:
Куделина А.С. Идеалы красоты разных цивилизаций. Урок МХК // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://portal.snauka.ru/2014/04/1387 (дата обращения: 04.06.2017)

Опубликовано пользователем: Анастасия Куделина

Тема: «Мое настоящее лицо» (Идеалы красоты цивилизации древних эллинов и представителей полинезийской цивилизации).

Урок мировой художественной культуры, 5 класс

Цели урока:

•        актуализация знаний, умений, навыков, полученных ранее при изучении культуры Древней Греции и Древнего Рима;

  • Познакомить с новым материалом, не заявленном в учебном плане, основываясь на ранее полученных знаниях;

•        формирование практических умений и навыков учащихся по осознанному применению полученных знаний на практике;

•        развитие внимания, быстроты реакции, культуры речи, расширению словарного запаса, формированию чувства ответственности за результаты своего труда;

•        воспитание коммуникативной культуры учащихся, положительного отношения к знаниям;

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник (Данилова «МХК», 5 класс), учебная презентация, карточки с изображениями и толкованиями значений тату для творческого задания.

Ход урока:

Учитель: Человек всегда хотел познать мир, в котором живет. Мир природы, такой привычный и будничный для нас с вами, поражал воображение древнего человека. Люди, жившие тысячу лет назад, ощущали беспомощность перед окружающей их грозной природой, а потому пытались объяснить происходившее влиянием божественной силы. Что это значит? Помните ли вы, что думали древние греки, когда слышали удары грома и видели молнии (ответы детей: Зевс злится, стреляет молниями), а чьего покровительства просили моряки во время бури и шторма (Посейдона, бога морей)? Поскольку научно объяснить все происходящее в мире люди не могли, то тогда стали  рождаться мифы, фантастические образы которых воспринимались древними людьми как реально существ.

Учитель: А что такое миф? (ответы детей) Запишем: миф – это предание, сказание, отражающее фантастические представления людей о мире и природе (определение по учебнику Г.И. Даниловой, 5 кл.).

Учитель: А как вы думаете, мифы существовали только у древних греков и римлян? (нет, не только). Посмотрите в оглавление, там вы увидите, что вам предстоит изучить также мифологию древних славян, т.е. мифы наших с вами предков, но ведь наверняка мифы были и у других народов.

Сегодня мы познакомимся с традициями цивилизации, которая существовала  в одно и тоже время, как и цивилизация древних эллинов, но находилась на сотни километров от нее – о полинезийской.

СЛАЙД 2 – «карта мира с отмеченные знаками Греции и Полинезии».

СЛАЙД 3 – «Немного истории…» (комментарий учителя по поводу субрегиона):

Полине́зия (от др.-греч. πολύς и νσος — много островов) — субрегион Океании, состоящий из более чем 1000 островов, разбросанных по центральной и южной части Тихого океана. Термин «Полинезия» впервые был использован французским писателем Шарлем Броссом в 1756 году, и поначалу применялся ко всем островам Тихого океана.

Однако, если  греческая цивилизация исчезла и изучать ее мы можем только на основе памятников культуры, а на полинезийских островах еще сохранились племена, жизнь которых не изменилась за сотни лет.

Эти две цивилизации жили и развивались параллельно, их границы никогда не соприкасались, однако их мифологические взгляды на окружающую природу во многом совпадали, Главная задача мифа заключается в том, чтобы задать образцы, модели для всякого важного действия, совершаемого человеком, миф давал возможность человеку обрести смысл в жизни (выделенное далее по тексту – должны быть записаны в тетрадь ученика). Поскольку на полинезийских островах жили и продолжают жить большое количество разнообразных племен, то сегодня на уроке мы познакомимся с одним из старейших племенем «Маори» и его культурой.

Вы уже имеете некоторое представление о культуре Др. Греции и наверняка сможете ответить  вопросы, которые бы наверняка заинтересовали племя маори, окажись они вдруг в стране эллинов

ВОПРОСЫ к классу (они же вынесены на доску):

  1.  Какое сооружение строили древние греки, для поклонения своим Богам? (храмы)
  2. В глубине любого древнегреческого храма существовала комната – она называлась святилище, в которую входить можно было только жрецам, что там находилось?(статуя бога)
  3.  Взгляните на работы древнегреческих скульпторов и ответьте на вопрос, в чем состоял идеал красоты древнего грека (представлены репродукции скульптур Мирона «Дискобол», «Марсий» и Праксителя «Афродита Книдская»)? (Красивое здоровое тело, физически совершенное, лишенное недостатков, спорт и олимпийские игры, «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» А. П. Чехов»).

Учитель: к каким выводам мы можем прийти на основе результатов этих вопросов?

ВЫВЫД (произносится детьми): (Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества. Эталоном гармонии была телесная и ДУХОВНАЯ развитость человека.) Подобные отношения тела и духа древние греки называли калокагатией (слайд).

 

Учитель: Наши с вами выводы мы занесем в таблицу (таблица заполняется на протяжении всего урока с помощью наводящих вопросов учителя):

Идеал красоты Древние греки Идеал красоты Полинезия (маори)
-культ красивого здорового тела-калогагатия-идеал отражен в скульптуре - тело только материал- отражение духовных качеств через количество тату-идеал красоты отражен в живописи=>тату

 

Учитель: Племя маори не строили храмы, чтобы поклонятся своим богам, у них отсутствовали скульптуры, изображающие богов, все, чем они обладали – так это только своим телом, которое и стало средством поклонения богам.

Существует такая история: однажды на остров прибыл какой-то художник, который захотел написать портреты племени маорийцев. Когда он завершил свою работу, один маори попросил разрешения взглянуть на картину. Едва кинув на нее взгляд полинезиец сказал, что художник неправильно нарисовал его и его соплеменников и добавив несколько черных штрихов, продолжил – «Вот мое настоящее лицо».

Как вы думаете, какие изменения внес маориец? (татуировка, изображение,). Верно, если у человека отсутствует татуировка, то о нем говорят, что он еще не приобрел тело.

Также как и древние греки, маори пытались соответствовать своим богам. На языке маори слово «mаori» означает «нормальные», «естественные» или «обычные», что показывает отличие людей от богов и духов.

И эта попытка соответствия также отражалась в мифологии. Вы уже изучали мифы о сотворении мира у греков, так называемые космогонические мифы существовали и у племен маори:

«Согласно одной из версий маори, Ранги (маори Rangi), или отец-небо, и Папа (маори Papa), или мать-земля, были созданы из ночи и пустоты, которые существовали в темноте хаоса. Ранги, украсил свое тело звездами,  а влюбившись в Папа, спустился к ней с небес, украсив её нагое тело многочисленными растениями и деревьями и создав различных насекомых, рыб и других живых существ однако  Ранги и Папа были разделены, пространство между ними наполнилось светом, а по всему миру были разбросаны разнообразные божества, люди и другие отпрыски.

С тех пор человек в культуре маори это связующее звено между двумя главнями божествами. Маори следуя за богами украшают свое тело татуировками, надеясь таким образом объединить расставшиеся небо и землю.

Для маори татуировка является важным шагом в развитии человека, появление рисунков на коже отражает жизненный путь человека и эволюцию его духа (заполнение второй графы в таблице на основании новой полученной информации и в сравнении с изученными традициями древних греков).

Учитель: А какие еще функции несла в себе татуировка? (схема заполняется на доске и в тетрадях на основании ответов детей): (Обращение к функциональности тату => удобно прятаться на охоте (маскировка), декоративно-художественная (эстетически красиво), показывает социальный статус (стратификация), опознавательная (узнать и какого племени и рода), поощрение (за военные успехи), религиозная и др).

Учитель: Обратимся непосредственно к татуировкам, их характеристике (рассказ сопровождается фотографиями представителей племени маори и эскизами татуировок):

Татуировки маори были природосообразы, то есть отражали их реальную жизнь, они наносили на тело то, что их окружало. А что это могло быть? (рыбы, цветы, предметы обихода и др.). Верно, но татуировка также носила у маори особый характер, она была его «паспортом». Наносить тату можно было только достигнув определенного возраста и положения, то есть стать охотником, рыбаком, жениться или выйти замуж. Количество линий и лесенок, изображенных на лице, свидетельствовало о том, какой маори славный воин или охотник, сколько раз он получал ранения или защищал свое племя от врагов. Взгляните на эскизы некоторых татуировок, а также обратите внимание на карточки с толкованиями этих символов. Ведь изображая что-нибудь на своем теле маори верили, что сила этого существа станет и их собственной силой.   

А теперь давайте сыграем в игру. Вы будете все выступать в двух ролях. Сначала, вы будете художником племени маори и на предложенных вам карточках создадите свой собственный узор, а потом, вы выступите в роли ученого и попробуете написать историю этого человека, основываясь только на его татуировках (данное задание начинает выполняться в классе, с последующим переносом на дом).


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.