СЦЕНАРИЙ УРОКА ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ: ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ, НАСЕЛЕНИЕ. ВАРНЫ. КАСТЫ»

Новикова Анастасия Александровна

Дата публикации: 25.07.2013

Рубрика: История

Тип материала: Уроки

Библиографическая ссылка:
Новикова А.А. Сценарий урока истории в 5 классе по теме: «Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты» // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://portal.snauka.ru/2013/07/941 (дата обращения: 03.06.2017)

Опубликовано пользователем: Новикова Анастасия Александровна

Новикова Анастасия Александровна

Учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 96 г. Краснодара

Сценарий урока истории в 5 классе  по теме: «Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты».

Начало урока.

Учитель: Доброе утро! Присаживайтесь. Записываем тему нашего урока: «Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты». Мы сегодня познакомимся с историей и культурой очень древней страны, узнаем о жизни и занятиях её жителей. Вы видите, что на столах рядом с доской разложены различные предметы. Все они имеют отношение к Индии, и вы можете после урока и рассмотреть интересующий вас предмет и прочитать о нем. Наш план на сегодня

Через всю страну протекает река Синдху – так называли свою реку обитатели, селившиеся на её берегах. Греки называли эту реку индос, а местных жителей – индами. Так и стало известно слово «Индия», которое немало веков тревожить умы европейцев.

Индия расположена в Южной Азии: её берега с востока, запада и юга омывает Индийский океан, а с севера естественной границей служат  Гималаи, самые высокие горы в мире. В Гималаях начало берут реки Инд и Ганг. Индийцы до сих пор чтут эти реки: в водах Ганга верующие совершают ритуальные омовения.

Демонстрируется кадр из фильма «Путеводитель по Индии».

Учитель: Теперь мы проведём небольшую разминку «Как называется?».  Вам поможет карта. Главное условие разминки: желающий ответить должен быстро подняться и назвать одно слово. Первый вопрос, как называется полуостров, на котором расположена Индия?

Ученик: Индостан.

Учитель: Океан, омывающий Индию?

Ученик: Индийский.

Учитель: Горы, ограничивающие Индию с севера?

Ученик: Гималаи.

Учитель: Реки, пересекающие север Индии?

Ученик: Инд и Ганг.

Учитель: Название города Дели в древности?

Ученик: Индрапрастха.

Учитель фиксирует ответы. Разминка проводится с целью развить наблюдательность у учащихся, выработать навыки работы с картой.

Учитель: Долину Ганга покрывали джунгли – густые, труднопроходимые леса. Их приходилось вырубать и сжигать, чтобы расчистить место для поселения.

Индийцы выращивали рис, хлопчатник и сахарный тростник, а в более сухих местах – пшеницу и ячмень.

Далее следует рассказ о Хараппе одного из учеников, который получил индивидуальное задание. Учитель по ходу рассказа демонстрирует небольшую презентацию.

Учитель: индийцы обожествляли многих животных. Особенно они чтили корову, которую называли матерью. Бога мудрости изображали в виде человека с головой слона. Почетом пользовались обезьяны.

Класс читает сказание о Раме.

Учитель: Как вы думаете, почему обезьяны окружались таким почётом?

Ученик: Потому что они помогли Раме победить демона ракшасу, и их князь Хануман стал его другом.

Ученик: Верно. Почитание животных – непременный атрибут индуизма – самой распространенной религии Индии, зародившейся в древности. Обратите внимание на то, что жители Индии мы называем индиец, а человека, исповедующего индуизм – индус. Не путайте эти понятия, так как в Индии распространен не только индуизм. Эта страна родина таких религий как буддизм – одна из мировых религий, и джайнизм – самая миролюбивая религия в мире, последователи которой даже носят специальные метелочки, подметая у себя перед ногами, чтобы нечаянно не раздавит какую-нибудь букашку.

Но вернемся к индуизму. Индусы верили в переселение душ: то есть человек в другой жизни мог стать крокодилом, деревом или снова человеком. В зависимости от своего поведения. Вот будете хорошо себя вести на уроке, в следующей жизни снова станете людьми.

Общество в Индии издревле поделено на варны и касты (запись определения). Человек не мог перейти из одной касты в другую. Принадлежность к касте передавалась по наследству.

Учитель: Хуже всего приходилось «неприкасаемым». Они были выключены из общества и считались людьми, с которыми нельзя даже заговорить, чьё прикосновение оскверняло. «Неприкасаемые» жили  обособленно; о своём появлении они извещали при помощи трещотки.

В индуизме много богов: 33 миллиона, с другой стороны – один бог имеет несколько воплощений. Один из самых популярных богов – Шива, чью статуэтку вы видите на столе. И сейчас мы послушаем религиозный гимн в честь него «Шива Натараджа», танцующий Шива. Индийцы верили, что танцующий Шива сначала разрушил, а затем снова создал мир.

Звучит гимн «Шива Натараджа». Физкультминутка.

Учитель: Индия – родина ковра, шали, шахмат, цифр, которыми мы пользуемся и сейчас. В Индии был  приручен слон. Санскрит – древнеиндийский язык был очень похож на древнерусский язык. Индия – родина самых миролюбивых религий в мире. И наш сегодняшний урок закончится гимном из «Ригведы».

Ученик (рассказывает отрывок из «Ригведы»):

Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотитесь друг к другу,

Следуя одному обету!

Говорите доброе слово!

Учитель: какой вывод мы можем сделать после прослушивания этого отрывка?

Ученик: Люди  не должны ненавидеть друг друга.

Ученик: Надо говорить добрые слова и любить друг друга.

 

 

 

Дома построим таблицу «Варны Древней Индии».

Выделяется время на построение таблицы, состоящей из следующих разделов: «Название варны», «Миф о происхождении варны», «Основные черты варны».

 


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.