РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МАЛЫМИ НАРОДНЫМИ ФОРМАМИ И СКАЗКАМИ

Саенко Марина Анатольевна

Дата публикации: 12.03.2013

Рубрика: Дошкольное образование

Тип материала: Статья

Библиографическая ссылка:
Саенко М.А. Развитие речи детей путем ознакомления с малыми народными формами и сказками // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2013/03/862 (дата обращения: 15.07.2023)

Опубликовано пользователем: Саенко Марина Анатольевна

В детском саду стоит задача формировать у детей правильную устную речь на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Овладение детьми незнакомым и трудным словарем происходит в процессе ознакомления с окружающим, воспитание звуковой культуры речи во время игр, на занятиях, во время общения с взрослыми. Знакомясь с художественными произведениями, дети учатся понимать их смысл, рассуждать о героях, их поступках, также дети знакомятся с поэзией, учатся выразительно рассказывать стихотворения.

Художественное слово является постоянным спутником детей. Начиная с младшего возраста одной из серьезнейших задач является развитие у ребенка мышления, формирование правильной речи и умения понимать ее оттенки. Именно в этом незаменимыми помощниками являются малые формы фольклора. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Ребенок учится по ним звукам родного языка, их смысл, и позже улавливает точность, выразительность и красоту языка, и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.

В младшем возрасте знакомство начинается с песенок, потешек, прибауток, простых сказок. Позже в среднем и старшем возрасте это будут считалки, небылицы, скороговорки, пословицы, поговорки.

Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям улавливать различия (мальчик – пальчик), происходит развитие фонематического слуха, формируется способность улавливать тонкие звуковые различия, подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением.

Малые поэтические формы оказывают на ребенка правильное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

В среднем и старшем возрасте моральные и этические проблемы в потешках и песенках подаются уже в более сложных связях и поворотах. Сюжет усложняется, в некоторых знакомых песенках меняется концовка, дается повод для размышления. Требуется ответ ребенка на заданный вопрос в произведении: «Где теперь кошечке жить?».

С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сказкам. С малых лет ребенку становится доступен мир сказок, игр.

Сказки являются для детей одной их форм познания мира, помогающей ребенку уточнить имеющиеся у него представления об окружающей действительности, постепенно обогащает его новыми понятиями, расширяет жизненный опыт. Все это откладывает свой отпечаток на мышление и характер ребенка. Гениальными произведениями русского народного творчества являются сказки. Сказки прочно вошли в детский быт. Сказка вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению и пониманию.

В сказках дети получают блестящие образцы русского языка, сказки всегда поучительны. Сказки знакомят ребенка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой. Мораль дается не в прямой, а скрытой форме, она звучит не навязчиво, но убедительно. Сказки имеют большое воспитательное значение, обращают внимание детей на такие качества как: смелость, храбрость, отвага и большое упорство. Сказки открывают детям просторы фантазирования, простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в борьбе добрые и злые силы, дети удивляются чудесам и тайнам, пытаются раскрыть и осмыслить их.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.