ФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Червоная Людмила Ивановна

Дата публикации: 23.11.2014

Рубрика: Дошкольное образование

Тип материала: Статья

Библиографическая ссылка:
Червоная Л.И. Формирование коллективных межличностных отношений старших дошкольников // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2014/11/1636 (дата обращения: 26.07.2023)

Опубликовано пользователем: Саенко Марина Анатольевна

Проблема формирования коллективных взаимоотношений дошкольников – проблема важная и актуальная, так как большинство детей посещают дошкольные учреждения. К старшей группе детского сада между воспитанниками устанавливаются не только игровые, учебные, трудовые связи, но и личные. Эти отношения настолько крепки, что, по словам А.С. Макаренко, вычленить, изолировать ребенка из сферы его личных отношений с другими детьми также невозможно, как невозможно это сделать в плане его отношений с людьми вообще.

Ряд исследований доказывают, насколько важна роль личных отношений. Установлено, например, что благополучные личные отношения заметно повышают интерес детей к игре.

Показатель благополучия личных отношений – это положение ребенка среди сверстников: к одним сверстникам ребята испытывают симпатии, к другим – безразличие, к третьим – и вообще отрицательное отношение.

Различное положение в личных взаимоотношениях определяет и различное эмоциональное благополучие. Подтверждение тому – исследования  психологов и педагогов. Так, установлено: благоприятное положение в группе – это здоровый эмоциональный климат общения, это необходимое условие успешного развития личности в условиях коллектива. Дети, у которых положение в группе благополучно, имеют широкий круг общения, они активны во всех видах деятельности.

Совсем иное положение у детей с неблагополучным положением в группе. Они вне интенсивного, содержательного общения. И большинство из этих ребят не выражает стремления к контактам, их не очень охотно принимают в общие игры. Разумеется, сложившаяся обстановка сказывается отрицательно на детях. И первостепенная задача педагога – выяснить, на чем основано благополучие или неблагополучие его воспитанников.

Специалисты, которые занимаются непосредственно вопросами воспитания дошкольников, указывают на то, насколько  важна роль оценки в педагогическом процессе. Оценка педагога влияет на формирование чувства долга, выступает как средство воспитания сознательной дисциплины. Педагог использует оценку для выражения своего отношения, как к конкретным действиям, так и непосредственно к личности ребенка. Цель педагога – обогатить социальный опыт дошкольника, разъяснить ему смысл определенных поступков. Вот почему дети многие поступки и явления оценивают соответственно взглядам педагога.

Так, если педагог считает тот или иной поступок отрицательным, то и его воспитанники думают так же. Если же действия оцениваются положительно, то и дети стараются поступать подобным образом, чтобы заслужить одобрение.

То же самое можно сказать об оценке личностных качеств. Если педагог постоянно, что ребенок добрый, смелый, хороший, то и окружающие дети начинают думать о нем также: стремятся подражать ему, чтобы заслужить положительную личностную оценку старшего.

Это обстоятельство дает педагогу, используя дифференцированно разные виды оценок, развивать у детей чувство коллективизма.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.