СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ИХ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Морозова Валентина Ивановна

Дата публикации: 16.02.2014

Рубрика: Дошкольное образование

Тип материала: Статья

Библиографическая ссылка:
Морозова В.И. Систематическое развитие памяти у детей в процессе подготовки их к обучению в школе // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2014/02/1275 (дата обращения: 19.07.2023)

Опубликовано пользователем: Саенко Марина Анатольевна

Памятью называют процесс сохранения и последующего воспроизведения различной информации. Такие действия как память, внимание и воображение начинают складываться у ребенка в дошкольном возрасте. Память – необходимое звено всякой деятельности человека: практической, познавательной, художественной и другой. Без участия памяти ребенок не может ни играть, ни разговаривать, ни общаться с предметами.

Но память не у всех детей одинаково хорошо развита. Ребенок не рождается с готовой памятью. Она развивается, как и сам ребенок, под влиянием общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Воспитатель обязан систематически способствовать развитию памяти и мышления у ребенка.

Принято делить память на 4 основные вида, в зависимости от особенностей запоминания материала.

1. Двигательная память – запоминание движений. Этот вид памяти лежит в основе самых разных практических и трудовых навыков и умений, т.е. развивается на занятиях, связанных с трудовой и двигательной деятельностью ребенка.

2. Эмоциональная – память на чувства и переживания. Обычно отрицательные, неприятные события их жизни ребенка остаются в памяти его на долгие годы.

3. Образная – запоминание различных образов, звуковых и зрительных.

4. Словесно-логическая – восприятие и воспроизведение логических связей. Она развивается параллельно с развитием познавательной деятельности ребенка.

Память делят на непроизвольную т произвольную. Например, мы даем задание ребенку – запомнить рассматриваемые картинки. Лучший результат запоминания получается, если эти картинки мы сгруппируем по признакам, например, предметы для школы, для кухни, одежда.

Важнейшим условием для развития памяти являются социальные усилия ребенка – запомнить что-то для того, чтобы потом это припомнить. Добиться этого – основная задача воспитателя. Воспитатель должен так донести до детей необходимую задачу, стихотворение, правила, песню, чтоб ребенок понял их, а не механически запомнил или зазубрил.

У младших дошкольников память в основном носит непроизвольный характер. Ребенок запоминает то, на что было обращено внимание старших, что произвело на него впечатление, что было интересно. Эти свойства чаще проявляются у младших детей в игре.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и существенно совершенствуются у старших дошкольников.

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием у дошкольников создаются в игре, когда запоминание является условием для успешного выполнения роли, взятой ребенком на себя. Так, в сюжетно-ролевой игре «Магазин» ребенок, выступающий в роли «покупателя» (или «продавца»), запоминает намного больше слов – названий товара, чем может это сделать по требованию воспитателя.

При развитии произвольной памяти ребенка воспитатель использует приемы «припомнить», «запомнить». Например, когда ребенку дается то или иное поручение, ему предлагается его повторить. Взрослый направляет мысль: «А что было потом?» Таким образом, дети учатся повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, припоминания. Эти приемы используются и при пересказе текста, заучивания стихов, на занятиях по математике и других предметах. Над темой «Развитие памяти у детей через стихи» я начала работать с детьми средней группа. Прежде чем выбрать стихотворение для заучивания, я старалась вызвать интерес у детей к нему, желание знать его, разъясняла содержание его в целом, отдельных трудных мест и слов, учила выразительно читать перед детьми и взрослыми, а также воспитывала у детей любовь к поэзии.

Эту работу я начала, опираясь на более сильных детей, которые в младшей группе уже неплохо читали стихи, затем старалась заинтересовать и детей со средними способностями. Много занималась индивидуально со стеснительными, неусидчивыми, вновь поступившими детьми. Итогом этой работы стало открытое занятие на тему «Литературная викторина по произведениям К.И. Чуковского с элементами КВН и Поле чудес». В этот день все дети с удовольствием читали стихи. Положительным результатом занятия явился и тот факт, что все дети незаметно выучили пять звучащих на занятии произведений К.И. Чуковского и в последующие дни читали их друг другу.

В старшей и подготовительной группах с данными детьми продолжала работу над этой темой. Итогом явился показ открытых занятий на тему: «Поэзия А.С. Пушкина». В подготовительной группе дети участвовали в показе сказки «О мертвой царевне…», а на выпускном вечере ставили спектакль «Золушка» в стихотворной форме. На всех мероприятиях все дети принимали активное участие в присутствии родителей.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.