ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ТЕХНОЛОГИ

Московченко Николай Николаевич

Дата публикации: 19.11.2014

Рубрика: Технология

Тип материала: Статья

Библиографическая ссылка:
Московченко Н.Н. Использование электронных образовательных ресурсов в преподавании технологи // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2014/11/1615 (дата обращения: 17.07.2023)

Опубликовано пользователем: trudovik45

В настоящее время в образовательный процесс любого учебного заведения внедряются новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями. У педагогов появляются новые  возможности активного использования, как готовых электронных образовательных ресурсов, так и созданных самими учителями.

Электронными образовательными ресурсами обычно называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера.

Использование мультимедийного компьютера на уроках технологии существенно расширило возможности предъявления учебной информации за счет объединения в одном пользовательском продукте текста, графики, аудио – и видеоинформации, анимации, интерактивности и возможности для пользователя обратной связи.

Анализ имеющегося опыта показывает, что условно систему использования компьютера на уроке технологии можно разделить на три основных этапа:Слайд4

   Первый этап – компьютерная поддержка уроков. Здесь компьютер, как правило, использует только учитель в качестве средства визуализации материалов урока. Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в стандартном  пакете программ Microsoft Office.

На уроке практикуются выступления учителя с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, в последнее время к ним добавилась интерактивная доска.

Чаще всего в образовательном процессе  используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация.

Второй этапкомпьютерное сопровождение уроков технологии. На этом этапе, кроме использования компьютера в качестве эффективного средства предоставления информации компьютер может быть использован учениками в качестве средства повторения ранее изученного материала (например, устройства станка, свойств материалов, выбора способов декоративной отделки, помощи в подборе объекта труда для творческой работы  и т.д.).

Здесь же компьютеру может быть доверен текущий контроль знаний учащихся, например – с целью допуска ученика к работе на том или ином станке, контролю безопасных приёмов работы и пр.

Третий этап –  использование современных компьютерных программ в обучении. Особенностью этого этапа является проведение уроков технологии с работой всех учащихся на компьютерах под руководством учителя, что конечно не всегда возможно в силу специфики предмета технология. Но при  своевременном планирование занятий и  организации учебного расписания некоторые уроки можно проводить в кабинетах информатики.

Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи, ведётся учёт потребления продуктов питания, разрабатываются документы предпринимательской деятельности  и т.д.

Использование ЭОР на уроках технологии даёт существенное преимуще­ствами по сравнению с  другими техническими средствами обучения и обладает следующими возможностями:Слайд5

1)    Мультимедийность - предъявление материала даёт визуализацию целостного недоступного образа в удобном темпе, очередности и форме, что особенно эффективно

2)    Навигация - индивидуализирует обучение, незаменима для решения учебных задач и повторения при подготовке к контролю;

3)    Производительность - освобождает от рутины и формирует информационную культуру путём автоматизации  поиска в больших базах данных, вычисления, оформ

ления результатов;

4)    Моделирование –  восполняет нехватку информации и оборудования  при изучении и исследовании общественных и производственных процессов, моделировании коммуникационных сетей и организации виртуальных лабораторий;

5)    Интерактивность - заменяет оперативную реакцию учителя  при самообучении, индивидуальном тренинге и контроле с сохранением результатов работы для обоснованной и объективной оценки обучения.

6)    Коммуникативность - посредством сети позволяет, связывает обучающихся, с преподавателем, внешними консультантами или удалённым оборудованием.

Не маловажное значение имеет интерактивность электронных образовательных ресурсов. Под интерактивностью понимается  способность  информационно-коммуникационной системы  , активно и адекватно  реагировать  на любые действия пользователя в активном режиме.

Интерактивные ресурсы позволяет в значительной степени интенсифицировать учебные занятия, вовлечь каждого ученика в активный образовательный и исследовательский процесс. Так выделяют четыре уровня интерактивности:Слайд6

Уровень интерактивности Действие пользователя.
Условно-пассивный Чтение текста, просмотр графики и видео, прослушивание звука
Активный Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы
Деятельностный Задание на ввод ответа с клавиатуры, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями.
Исследовательский Работа с виртуальными лабораториями.

По мнению экспертов, такая форма  обучения позволяет повысить эффективность обучения более чем на 50%, увеличить объективность контроля знаний учащихся — на 20-25%.

В последнее время широкое  распространение получают ЭОР нового поколения. Это проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), который  направлен на распространение ЭОР и сервисов для всех уровней и ступеней образования. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных.Слайд7

На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет несколько тысяч электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и в том числе около 900 модулей для уроков технологии.

Ресурсы этого центра, представлены в виде  открытых образовательных модульных мультимедиа систем (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные.Слайд8

Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер, который так же размещен на сайте  ФЦИОР – Федеральном центре информационных образовательных ресурсов. Установка его ориентирована на не подготовленного пользователя и занимает в общей сложности не больше 15 минут.

Целью создания ЭОР нового поколения является качественный и количественный прорыв в области ИКТ – поддержки обучения посредством обеспечения свободного доступа к ЭОР.

Задачи создания ЭОР:Слайд9

1.Унификация ЭОР по соответствующим федеральным стандартам.

2.Высокий уровень мультимедийности ЭОР.

3.Создание благоприятных условий для самостоятельной работы над учебным материалом, позволяющих школьнику выбирать удобные для него место и время работы, а также темп учебного процесса;

4.Более глубокая индивидуализация обучения и обеспечение условий для его вариативности;

5.Возможность взаимодействия с моделями изучаемых объектов и процессов; с виртуальными образами изучаемых объектов и явлений, возможность представления уникальной информации мультимедиа-средствами;

6.Возможность автоматизированного контроля знаний, умений и навыков;

7.Экономическая доступность обеспечивается государственным финансированием создания ЭОР нового поколения.  Простота скачивания осуществляется за счёт  минимального  размера ресурса, которые не превышают 10 Мб.

 Слайд10

Использование ЭОР в учебном процессе способствует не только улучшению качества образования обучающихся, но и  повышению уровня профессиональной компетентности педагога за счет повышения уровня информационной и ИКТ компетентности. Ведет к расширению информационного поля учителя, формированию новых межпредметных связей, что заставляет переосмысливать ранее сформированные представления о целях обучения предмету и о видении его места в процессе формирования целостной картины мира.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.