ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Ложкіна Олена Михайлівна, Терентьєва Лія Геннадіївна

Дата публикации: 19.11.2013

Рубрика: Технология

Тип материала: Уроки

Библиографическая ссылка:
Ложкіна О.М., Терентьєва Л.Г. План-конспект урока по технологии изготовления швейных изделий // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: https://pedagog-portal.ru/2013/11/1100 (дата обращения: 14.07.2023)

Опубликовано пользователем: Ложкина Елена

ВІДДІЛ ОСВІТИ ВИКОНКОМУ ДОВГИНЦІВЬКОЇ РАЙОННОЇ В МІСТІ РАДИ КРИВОРІЗЬКА ЗАГАЛЬНООСВІТНЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНІВ №128

МЕТОДИЧНА РОЗРОБКА

плану-конспекту інтегрованого уроку

«Історія крою»

Підготували:

вчитель обслуговуючої праці

Ложкіна Олена Михайлівна

вчитель історії

Терентьєва Лія Геннадіївна

Тема: История кроя

Цель: ознакомление учащихся с историей кроя одежды, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного; обучение моделированию лифа изделия с переносом вытачки, ознакомление с профессией конструктора модельера; формирование умений применять полученные знания на практике.

Тип урока: интегрированный урок (с историей)

Оборудование: плакаты и рисунки с моделями одежды; национальные костюмы Древней Греции, Рима, Индии, Украины, Франции; таблица моделирования лифа с переносом вытачки; шаблоны лифа для моделирования.

Инструменты и материалы: цветная бумага, ножницы, клей, иголки, булавки, ткань, бижутерия, манекены.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство Профориентация: конструктор – модельер, художник-модельер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Вопрос к учащимся: Как понять слова английского искусствоведа, что одежда:

Безнравственна – за 10 лет до своего времени,

Вызывающа – за 3 года до своего времени,

Смела – за год своего времени,

Красива – когда она в моде,

Безвкусна – через год после своего времени,

Уродлива – через 10 лет после своего времени,

Смешна – через 20 лет,

Забавна – через 30 лет,

Своеобразна – через 50 лет,

Приятна – через 70 лет,

Романтична-через 100 лет,

Прекрасна – через 150 лет после своего времени?

Формулирование темы и цели занятия

История и крой – два понятия, которые мы с учителем истории объединим в одно целое.

Ш. Изучение нового материала

На протяжении веков одежда человека под влиянием исторических, социальных, экономических условий претерпела множество изменений.

Но основа создания одежды – покрой несет в себе те же принципы. Что и сотни лет назад. В чем же дело?

Давай те внимательно присмотримся к современному костюму. Станут заметны три типа его различающие. Признаки разделения состоят в том. Каким образом одежда прикрепляется к телу человека. Типы эти:

  • набедренный или поясной;
  • плечевой (одежда висит на плечах);
трико (полностью или частично повторяет форму тела)

Деление это, конечно же, условно.

Издревле была известна одежда, в которой отсутствует крой: любая форма создастся из прямоугольных кусков ткани драпировкой или обертыванием их вокруг тела.

Казалось бы. Что можно создать из прямоугольника, не разрезая его? Но люди умели творить красоту по-разному, располагая мягкие складки, драпировки, которые всегда подвижны и придают динамику облику человек .

Наиболее совершенные драпировки одежды создали древние греки и римляне, а в Индии она сохранилась до сих пор в женском костюме.

(Показ презентации национальных костюмов Древней Греции, Рима, Индии).

Есть и другая одежда, сделанная из прямоугольный кусков. Например: украинская плахта и русская понева. Выразительность достигается не динамикой, а орнаментом или же узором ткани (рисунок украинского костюма).

К одежде, которая основана на покрое, предъявляются иные требования, она должна не только защищать тело, но и сохранять приданную ему форму. Сделать это можно, только разрезав ткань.

Первые зачатки кроя возникли на Востоке, но там они так и застыли на первоначальном уровне. Условия для развития костюма нового направления сложились в Европе.

Первоначальный покрой схематично повторял фигуру человека с распростертыми руками. Несколько столетий он сохранялся у европейцев.

Первые попытки изменить примитивную схему покроя относятся к тому времени, когда возникло новое понимание женской красоты. Появилось стремление подчеркнуть костюмом красоту форм тела.

Средневековые мастера начала ХП в. делают в женском платье овальные вырезы по бокам и соединяют их края шнуровкой, а от линии бедер расширяют одежду длинными треугольными вставками.

В одной средневековой хронике можно прочитать: «Если ты хочешь. Чтобы одежда на тебе хорошо сидела, то проследи, чтобы пола лежала прямо и рукав был хорошо вшит».

А разве в наше время не эти же самые условия определяют качество работы закройщика и портного?

Понадобилось лось еще два столетия упорного накопления практических знаний и навыков, и лишь только тогда изменилось понимание конструкции одежды.

ІІрактически опытным путем была решена труднейшая задача покрытия объема человеческого тела плоскостью ткани.

Пластические свойства ткани подсказывали необходимость определенного положения нитей ткани на различных участках одежды так, чтобы она могла облегать фигуру и хорошо сидеть на ней.

Одежду разделили на отдельные части: спинку, перед (полочка). рукава.

Па основании обмеров фигуры строят чертежи. Необходимость узкой одежды родила вытачку, не известную до того времени. Нужная свобода движений рук достигается овальной проймой и рукавами с округлым окатом, которыми мы пользуемся в настоящее время.

Чтобы добиться разнообразия форм женской одежды, мастерам ХІV века пришлось разрезать платье в поперечном направлении, т.е. разделить его на лиф и юбку. Теперь это кажется нам до смешного элементарным, но оказывается такая идея могла появиться только в результате овладения большими практическими и научными знаниями.

В середине XIV и ХIV веков формируются все виды кроя, существующие и в настоящее время. Это различные рукава. Юбки – узкие. Клеш, из нескольких клиньев, с шлейфом, узкие и широкие лифы. Как в женской, так и в мужской одежде.

В ХVI веке возник новый тип костюма – каркасный. Костюмы этого типа носили и мужчины и женщины. Его основой были корсет и юбка на плотном специальном чехле с обручами различного размера. В костюме на каркасе индивидуальные особенности фигуры нивелир пались: если женщина была худа, металлический корсет окружал ее броней общепринятого размера, полную затягивал так, что она едва могла дышать; если мала ростом – носила специальные подставки. Кривые ноги, полные бедра – все недостатки скрывал костюм на каркасной основе.

Русский император Петр I прожил сложную и бурную жизнь, наполненную делами и событиями, иногда страшными и кровавыми, иногда величественными. Сложным и бурным было и детство преобразователя Российского государства.

Реформы в управлении государством

Проведена губернская реформа. Страна была поделена на губернии во главе губернатором. Они были наделены гражданской и военной властью. Петр подписал так же указ об учреждении нового верховного распорядительного органа власти – Сената.

В него входили представители знати, представители чиновников из дворян, приближенных к царю. В 1772 году была введен в действие «Табель о ранги». Она определяла 14 последовательных ступеней служебной годности. От коллежского регистратора до сенатора на гражданской службе. Купцы, разбогатевшие крестьяне, достигшие 8-го ранга, становились потомственными дворянами. Петр I тщательно изучал государственный опыт передовых стран западной Европы. Он сурово требовал от дворянства знаний необходимых для осуществления реформ. Тем, кто уклонялся от учения , овладевал основами «цифрр и некоторой части геометрий», запрещалась даже жениться.

Особо важное значение имела военная реформа. Вновь созданная русская армия состояла из пеших и конных полков. Она была вооружена ружьями с ударно-кремневым замком и штыком. Артиллерия получила три типа оружие (гаубицы, пушки и мортиры). На воду были спущены десятки линейных кораблей (линкоров), фрегатов и галер самого современного образца.

Армия и флот получили воинский Устав. Солдат и матросов одели в единую норму. Служба рекрутов стала пожизненной. Была введена воинская присяга.

Петр I запретил по Уставу сдачу кораблей в плен. Офицерский состав армии флота формировался почти целиком из дворян. Не дворян в офицерские чины производили редко. А если и производили. То оставляли их на самых нижних ступенях «Табеля о рангах».

Была проведена церковная реформа. В 1700 году, когда умер патриарх (глава Русской церкви), Петр I запретил избирать ему приемника. Управление церкви были поручено одному из митрополитов. В 1721 году для управления церковью был создан «Святейший правительственный Синод», или Духовная коллегия (министерство). Его главой стал обер-прокурор, назначаемый царем из гражданских чиновников. Церковная реформа означал ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превратилась в составную часть государственного аппарата абсолютистского государства.

Россия изменилась и внешне. Петр требовал, чтобы придворные одевались по европейски, и устраивал балы. Он запретил боярам носить бороды. Одному из них он даже отсек бороду топором. Крестьяне и купцы должны или бриться, или платить специальный налог. Петр I вносит в моду, европейские одежда и мужчинам и женщинам, которые блистали с роскошью и кружевами. Хотя эти наряды были доступны только дворянам, но, тем не менее, они позволили дамам подчеркивать красоту своего тела: корсеты утончали талии, а глубокие вырезы открывали красивые формы груди. Все это делало женщин более привлекательными и изящными.

Однако и владычество корсета было ниспровергнуто в эпоху Великой буржуазной французской революции. Тогда женщины носили легкие платья с высокой талией, подражая античности.

Но ужи в начале XIX века снова появились корсеты (кринолин, турнюр). В течении XIX века велась непрерывная война против корсета.

Развитие медицины, борьба за равноправие женщин, их участие в общественно полезной деятельности приводят к тому, что все чаще и чаще раздаются голоса против корсета, вредного для здоровья.

Первой выступила против общепринятого костюмов 30-х годов XIX века французская писательница Жорж Санд (Аврора Дюпен).

Возникло общество «Эстетическое движение», которое боролось с общепринятыми костюмами , так как они противоестественно стягивали и деформировали тело. Ассоциация выступила и против высоких крахмальных мужских воротничков, называвшихся «отцеубийца».

Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды, возникает стремление теоретически обосновать ее покрой.

При ее стройной системе покроев был вызван тем, что начало развиваться массовое производство одежды. Из практики снятия портные знали о зависимости одних измерении фигуры от других. И тогда возникла мысль создать систему, основанную на пропорциональности человеческой фигуры. Идея эта не отличалась новизной , еще древне греческий скульптор Поликлет изваял в V веке статую Канона – молодого человека идеальных пропорций. Швейная промышленность стала обслуживать значительную часть населения, был предпринят ряд попыток, выработать универсальные

системы. Нее они стремились решить главную задачу – сделать покрой таким, чтобы на любой фигуре, любая готовая одежда сидела бы хорошо.

Но, несмотря на большую степень приближения, задача так и не была решена, ведь фигуры людей очень разные.

Современный тип костюма прост и не облегает плотно всю фигуру. Но задача конструктора, по существу, остается той же – разработать чертежи плоскостной развертки одежды.

Массовое производство одежды растет с каждым днем. И создание обоснованной и достаточно гибкой методики построения чертежей покроев становится одной из самых насущных задач. Научный подход к ее решению объединил антропологов и математиков. На сколько этот союз будет плодотворен, покажет время.

Сообщение ученицы.

Возможность научного обоснования покроя и приложения к нему математических методов уже в XIX веке интересовало ученых.

Особое место занимает один из крупнейших русских математиков Л.Чебышев. Блестящая научная интуиция подсказала ему, что покрой прост для математических исследований и, что в будущем производство одежды не сможет обойтись без научного обоснования.

Чебышеву не удалось довести свои изыскания до конца. Но ему было известно, что плечо – рука – сложнейшие объемы и математические решения их покрытия дают сложнейшие уравнения.

Мы знаем, что сделать красивый и удобный рукав не так то легко. Сложность применения математических методов к наиболее трудным участкам одежды – одна из главных причин сохранения старых систем построения
чертежей кроя. Их неточности исправляются примеркой, что делают при индивидуальном изготовлении костюма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Практическая работа: СОЗДАНИЕ МОДЕЛЕЙ ОДЕЖДЫ

    Учащиеся выполняют практическую работу: на учебных манекенах муляжным способом создают модели одежды из прямоугольных кусков ткани.

    Работают творческими группами.

    Учитель следит за последовательностью выполнения изделия, исправляет ошибки, контролирует соблюдение правил безопасной работы.

    • Во время работы с иголками, булавками.
    • Хранить иголки, булавки в игольницах.
    • Запрещается использовать ржавые иглы.
    • Острия иголок следует направлять в сторону от себя вовремя работы ножницами.
    • Хранить ножницы на обозначенном месте, а во время работы класть справа.
    • Передавать ножницы с сомкнутыми лезвиями кольцами вперед.


  •  





Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.