РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ

Аглиулин Идрис Шахимуллич

Дата публикации: 14.03.2013

Рубрика: Физика. Астрономия

Тип материала: Планирование

Библиографическая ссылка:
Аглиулин И.Ш. Решение задач и физический эксперимент в школьном курсе физики // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://portal.snauka.ru/2013/03/863 (дата обращения: 03.06.2017)

Опубликовано пользователем: Аглиулин Идрис Шайхимуллич

 Аглиулин Идрис Шахимуллич

Учитель физики высшей квалификационной категории

МБОУ г. Новосибирска «Гимназия №1»

Решение задач и физический эксперимент в школьном курсе физики.

(программа курсов повышения квалификации учителей физики средних школ)

Учебный план.

 

Цели:

Физика – лидер естествознания. Физическое мышление отличается систематичностью, в некотором роде, завершённостью.

Умение решать физические задачи –одно из свойств человеческого интеллекта. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические умения и навыки, обобщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического прогресса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки и техники. Поэтому целью физического образования является формирование умений работать со школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:

● обобщение представлений о месте и роли физической задачи в школьном курсе физики в процессе формирования новой образовательной парадигмы в условиях резкого сокращения учебной недельной нагрузки по предмету;

● знакомство с новыми возможностями физического демонстрационного и учебного эксперимента;

● обобщение методики подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ по предмету;

● формирование у слушателей умений постановки, классификации, приёмов и методов решения школьных физических задач.

Задачи курса:

Сформировать у слушателей курсов умения:

  • применять физические знания различного уровня общности;
  • проводить конкретный анализ экспериментально наблюдаемых явлений;
  • использовать при решении задач методологические функции физической теории: объяснительной, предсказательной, регулятивной, нормативной;
  • составлять задачи по различным темам курса, а также переформулировать- упрощать условие решаемой задачи;
  • ставить физические эксперименты.

 

Средства обучения

Основными средствами обучения при изучении  курса являются:

  • Физические приборы.
  • Графические иллюстрации (схемы, чертежи, графики).
  • Дидактические материалы.
  • Учебники физики для  средней школы.
  • Учебные пособия по физике, сборники задач повышенной сложности.
  • Личные методические разработки.

 

Ожидаемые  результаты:

● расширение знаний об основных алгоритмах решения  различных типов задач: экспериментальных, расчётных, оценочных, качественных, повышенной сложности; освоение методами постановки физического эксперимента;

●  мотивация к постоянному повышению квалификации.

 

Категория слушателей: учителя физики средней школы.

Срок обучения:   36 часов.

Форма обучения:  без отрыва от производства.

Режим занятий:    3 часа в неделю.

 

Учебно – тематический план.

     Основная цель образовательного процесса: «Формирование у учащихся научного мировоззрения и понимания единства материального мира». Очевидно, что развитие любой страны определяется долей её участия в прорывных технологиях. Поэтому, физике отведено  ведущее место и определена главная роль в таком развитии. Отсюда и ведущая роль физического образования, начиная со школьного. Однако, учебными планами предусмотрено сокращение учебных часов на школьную физику. К этому можно относиться по-разному, на такова реальность. Значит, необходима интенсификация труда. Данный курс охватывает часть программы методики решения задач и проведения физического эксперимента. Актуальность постоянного повышения квалификации учителей с учётом реалий сегодняшнего дня очевидна.

«Если к учителю относятся как к исполнителю чьих-то указаний, то вряд ли он захочет повышать квалификацию. Зрелая мотивация зависит от того, насколько он проникся осознанием целесообразности мероприятий по профессиональному росту» (Golby M, Fish M, British Journal of In-Service Education, 1980, V6  Nos.2)

Примечание:  Данный курс лучше разделить на 4 части:

  1. Механика– 36 часов.
  2. Молекулярная физика. Термодинамика – 36 часов.
  3. Электродинамика – 36 часов.
  4. Оптика. Квантовая физика – 36 часов.

Это даст возможность более глубоко провести профессиональную переподготовку практикующих учителей физики.

Содержание

Учебная деятельность

Часы

Примечание

1

Физическая задача, её место в курсе физики, типы задач. Некоторые примеры. Решение задач.

2

Перед решением задач даётся краткое введение в теорию.

2

Основы кинематики: равномерное и неравномерное движение, вращательное движение, кинематика колебательного движения. Системы отсчёта. Графическое исследование движения. Относительность механического движения. Решение задач. Анализ экспериментов по данной теме.

4

3

Основы динамики. Причина и следствие. Законы И. Ньютона. Алгоритм решения задач на законы Ньютона. Динамика вращательного движения. Условия равновесия тел. Решение задач. Опыты по суперпозиции сил.

 

4

4.

Законы сохранения в механике. Реактивное движение. Простые механизмы. К.п.д. механизмов.Решение задач.

 

Работа с простыми механизмами.

4

5

Колебательное движение. Сложение колебаний.Решение задач. Моделирование колебательного движения.

3

6

Гидростатика. Гидродинамика. Уравнение Бернулли и его применение.Решение задач.

2

7

Тестирование

1

8.

Основы м.к.т. и термодинамики. Основное уравнение м.к.т. Уравнение Клапейрона и Менделеева-Клапейрона. Циклы. К.п.д. циклов. Изопроцессы. Графические задачи. Теплопередача. Уравнение теплового баланса. Законы термодинамики. Статистический характер законов термодинамики.

Решение задач.

 

4

9

Электростатика. Основные теоремы электростатики. Энергия поля. Электрическое давление. Конденсатор.

Решение задач.

3

10

Постоянный электрический ток. Расчёт цепей. Работа и мощность тока. Производство и передача электрической энергии на большие расстояния.Решение задач.

 

Разбор лабораторных работ по теме.

3

11

Переменный электрический ток. Цепи переменного тока.Решение задач.

2

12.

Оптика. Основные законы оптики. Оптические приборы.Решение задач.

2

13

Квантовая физика.Решение задач.

1

14.

Тестирование.

1

 

 

Примечание: Тестирование можно заменить защитой следующих разработок:

  1. Особенности организации внеурочной работы с учащимися.
  2. Особенности работы с электронными образовательными ресурсами.
  3. Диагностико – коррекционная работа с учащимися.
  4. Актуальные для Вас вопросы методики преподавания физики.
  5. Основы методики и техники школьного физического эксперимента.
  6. Предпрофильная  подготовка и профильное обучение.
  7. Инновационные технологии.
  8. Методика работы с одарёнными детьми.
  9. Работа со слабоуспевающими детьми.
  10. Методы подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

 

Литература. 

1

Физика

 7 класс

основной

Перышкин А.В, М.: Дрофа, 2008г

Базовый уровень

2

Физика

8 класс

основной

Перышкин А.В, М.: Дрофа, 2008г

Базовый уровень

3

Физика

 9 класс

основной

Перышкин А.В, Гутник Е.М, М.:Дрофа, 2008г

Базовый уровень

4

Физика

10 класс

основной

Мякишев Г.Я, Сотский Н.Н, М.: Просвещение, 2008г

Базовый уровень

5

Физика

11 класс

основной

Мякишев Г.Я, Буховцев Б.Б, М.: Просвещение, 2006г

Базовый уровень

6

Лекции по физике для учащихся ФМШ

дополнительный

ЕршовА.П, syte НГУ, 2004г

углубленный

7

Физика

дополнительный

Ершов А.П, Харитонов В.Г, РИЦ НГУ, 2006г

углубленный

8

Физика  – 10

дополнительный

Под ред. А.А.Пинского, М.: Просвещение, 2001г

углубленный

9

Физика – 11

дополнительный

Под ред. А.А.Пинского, М.: Просвещение, 2002г

углубленный

10

Задачи по физике

основной

Под ред. Савченко О.Я, РИЦ НГУ, 1999г

углубленный

11

Сборник задач по физике для 10-11 классов.

Основной

Рымкевич А.П, М.:Дрофа, 2010г

базовый

12

Сборник задач по физике для 7-9 классов.

Основной

Лукашик В.И, М.: Просвещение, 2010г

базовый

13

Сборник задач по физике для 7-9 классов.

Основной

Перышкин А.В, М.: Дрофа, 2009

базовый

14

Физика -10

основной

  Механика.

Мякишев Г.Я. М,: Дрофа, 2010.

 

Углубленный

15

Физика – 10

основной

Молекулярная физика. Термодинамика.

Мякишев Г.Я, Синяков А.З, М. Дрофа, 2009

углубленный

16

Физика 10-11

основной

Электродинамика.

Мякишев Г.Я, М.:Дрофа, 2010

углубленный

17

Физика – 11

основной

Колебания и волны.

Мякишев Г.Я, Синяков А.З, М.: Дрофа, 2009

углубленный

18

Физика – 11

основной

Оптика. Квантовая физика, Мякишев Г.Я, Синяков А.З, М.: Дрофа, 2010.

Углубленный

19.

Личные методические разработки.

20.

Понимаете ли ВЫ физику.

Дополнительный

Капица П.Л, «Знание», М, 1958.Углубленный

21

Задачи вступительных экзаменов по физике в НГУ за 40 лет.

Дополнительный

 Углубленный

22

Кинематика в курсе физики средней школы.

Дополнительный

Аглиулин И.Ш, ООО «СибЦветАрт», Новосибирск, 2007.Пособие для учителей физики

 


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.