КОНСПЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «ВЕСНА ПРИШЛА»

Калашникова Лариса Николаевна

Дата публикации: 12.12.2012

Рубрика: Дошкольное образование

Тип материала: Уроки

Библиографическая ссылка:
Калашникова Л.Н. Конспект по познавательному развитию для старшей группы «Весна пришла» // Методический портал для учителей [Электронный ресурс]. URL: http://portal.snauka.ru/2012/12/805 (дата обращения: 10.06.2017)

Опубликовано пользователем: Калашникова Лариса Николаевна

Программное содержание:

-способствовать развитию познавательной активности, любознательности, учить размышлять,

-создать необходимые условия для полной реализации детских возможностей,

-обобщать представления детей о типичных весенних явлениях,

-формировать основы системного мышления, логического анализа окружающей действительности,

-формировать отрицательное отношение к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, желания охранять ее.

 

Предварительная работа:

-наблюдения детей за весенними явлениями на прогулках.

-рассматривание иллюстраций по теме.

 

Материал к занятию:

- иллюстрации перелетных птиц

- весенние цветы (мать – и –мачеха, подснежник)

- иллюстрации весенних месяцев

- музыка П.И.Чайковского «Времена года»

- таблица с правилами поведения в лесу.

 

Ход занятия

 

Ребята, давайте посмотрим за окно и определим, какое сейчас время года? (Весна) А как вы догадались, что пришла весна? Назовите признаки весны. (Ответы  детей)

Весеннее теплое солнце победило стужу и с крыш, с прозрачных сосулек падают вниз капли кап-кап-кап. Это капель. С каждой капелькой внизу растет лужица талой воды. Капли переполняют лужу и вот уж из нее потек тонкий ручеек, который пробивает дорогу в подтаявшем снегу.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною

Засвищут скоро соловья

И лес оденется листвою.

Правильно к нам пришла весна. Ребята, как вы думаете, какой цвет у весны? (Зеленый)

Назовите какие весенние месяца, вы знаете? (март, апрель, май)

А теперь послушайте и угадайте о каком весеннем месяце загадка.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег темнеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто  узнает?

Правильно Март – он открывает весну. Давайте послушаем, как композиторы видят март в своей музыке? (музыкальная композиция, рассматривание картины)

В народе март прозвали – зимобором, капельником, протальником. Ребята, а вы не знаете почему? (Объяснения детей)

В марте к нам возвращаются грачи (иллюстрация) Они ходят по проталинам ищут оттаявших жучков и червячков, и начинают строить гнезда на деревьях. В народе говорят «грач на дворе, весна на горе», «грач зиму расклевал». Март сменяет следующий месяц.

Яростно река ревет

И разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(апрель)

Апрель – месяц последнего снега и первой земли (слушаем шум воды и рассматриваем картинки). В апреле весна вволю разгуляется. Поэтому не случайно в народе его называют – снегогоном, водолеем. В апреле пройдут первые дожди и куда не ступишь везде вода. Это месяц говорливой воды. Вы думаете почему его так называют? (ответы детей) Весна спешит, умыться перед тем как примерить на себя новый наряд из зеленых трав, листьев, цветов.

Там где сошел снег появляются первые цветы. Кто знает какие? (подснежники, мать-и-мачеха, иллюстрации)

Пальчиковая гимнастика

Вырос высокий цветок на поляне

Утром  весенним открыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают из земли корешки.

В апреле возвращаются все перелетные птицы. Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, стрижи, ласточки, трясогузки, иллюстрации, пение птиц). Теперь все апрельские дни будем слышать пение птиц. Они  заняты делом – строят гнезда. Поэтому в первое воскресение апреля празднуется День птиц. В этот день развешивают скворечники, дуплянки, синичники для пернатых друзей. На реках проходит ледоход. Это реки освобождаются от льда. И вот наступает последний месяц весны.

Зеленеет даль полей

Запевает соловей

В белый цвет оделся сад

Пчелы первые летят

Гром грохочет. Угадай

Что за месяц это?

(Май)

Май – месяц зелени, гнездования птиц, насиживания яиц, месяц полевых работ. Его в народе называют травень, цветень, песенник. А почему? (Все цветет, зеленеет и поет) (Слушанье музыки и показ картины) «Май леса наряжает, в гости лето приглашает». В мае все птицы заняты делом. Они строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов. А какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых) Они защищают наши леса, поля, сады и парки от вредителей. А их пение доставляет нам радость. Давайте попробуем догадаться о чем поют птицы. Для этого мы разгадаем кроссворд – это загадки.

 

 

 

 

В

О

Д

А

 

Г

Н

Е

З

Д

О

 

Л

И

С

Т

Ь

Я

С

О

Л

Н

Ц

Е

 

 

Г

Р

А

Ч

 

 

 

1 строчка. Летом бежит, зимой спит. Весна настала, опять побежала (вода)

2 строчка. Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо)

3 строчка. Растут – зеленеют, упадут-пожелтеют (листья)

4 строчка. Красное яблоко по тарелочке катается, никто не догадается (солнце)

5 строчка. Всех перелетных птиц черней чистит пашню от червей. Взад вперед по пашне вскач, а зовется птица – грач.

У нас появилось ключевое слово-весна.

А это значит птицы поют свои песни-весне.

А сейчас давайте поиграем с Вами весеннюю игру. Кому я даю мяч тот и заканчивает предложение весенними словами.

1 Весной солнце греет больше, чем … (зимой)

2 Весной птицы строят … (гнезда)

3 Зимой идет снег, а весной … (тает)

4 На солнце сосульки . (тают)

5 Первые весенние цветы это – …(подснежники)

6 На деревьях весной появляются… (почки)

7 Зимой муравьи, бабочки… (спят), а весной…(просыпаются)

8 Весной небо … (чистое, голубое)

 

Недавно я прочитала рассказ о том, что случилось с ребятами весной.    

Чтение рассказа “Наступил апрель”.

Наступил апрель. Снег растаял, и лес стал одеваться в зеленую листву. Прилетели из далеких краев перелетные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к березе, надрезал ее ствол, и мы стали пить березовый сок. Он был очень вкусный. Потом мы увидели муравейник. Коля взял палку и стал разбрасывать муравейник в разные стороны, а мы смотрели, как муравьи изо всех сил носили палочки и соломинки опят к муравейнику. Скоро нам это надоело, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов медуницы, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Эх, и здорово было в лесу!

 

А вам понравился рассказ? Чем он понравился? А все ли в этом рассказе правильно? (ответы детей)

Как вы думаете, правильно ли вели себя ребята в лесу?

Какой вред они нанесли окружающей среде?

 

(Знакомства с правилами поведения в лесу) таблица

Вот уже и наступила весна. Лес оденется в свой наряд. И многие из Вас захотят отдохнуть в лесу – насладиться его красотой, подышать свежим воздухом, послушать пение птиц, но я думаю, что вы не забудете правила поведения в лесу и будете напоминать их своим знакомым и друзьям.

Охрана природы – обязанность каждого человека. Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в нашей защите и помощи.

Дерево, трава и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Я думаю, что никто из вас не захочет остаться один на планете. Ведь быть одному всегда скучно.


Количество просмотров публикации: -

© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к материалу)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.